Крыша состоит из стропильной системы, основного кровельного покрытия и доборных элементов. Одним из таких элементов является лобовая доска. Давайте разберемся, для чего она нужна, какие существуют варианты её изготовления (заводские модели или изделия из деревянных заготовок) и как выполняются монтажные работы в зависимости от выбранного материала.
Назначение лобовой доски
Лобовая (ветровая) доска входит в группу доборных элементов, используемых для защиты и декоративной отделки кровли. Её основная задача — уберечь торцевые части стропильных ног от ветра и осадков. Также она защищает выступающие элементы кровельной конструкции от воздействия окружающей среды, снижает уровень влажности на чердаке и частично препятствует продуванию. Однако, несмотря на защитные свойства, лобовая доска не блокирует вентиляцию подкровельного пространства, оставляя потокам воздуха возможность для циркуляции.
Если рассматривать лобовую доску в контексте деревянного зодчества, её основная роль заключалась не только в защите, но и в украшении. Такие доски (их также называли фризовыми, красными или платковыми) обрамляли периметр скатной кровли, скрывая места соединения бревен с обшивкой. В большинстве случаев их украшали резьбой, делая элемент декоративным акцентом.
Кроме декоративной и защитной функций, лобовая доска также выполняет роль обвязки стропильных ног, обеспечивая жесткость и завершенность конструкции. Её установка укрепляет опорную часть крыши и придает карнизному свесу аккуратный вид. Дополнительно ветровая доска служит основанием для монтажа капельника или L-образной планки, на которую впоследствии крепятся элементы водосточной системы.
Технические характеристики
Лобовая доска, как кровельный элемент, подвергается значительным нагрузкам: ветровым, солнечному излучению и осадкам. Кровельное покрытие, которое частично перекрывает доску, не всегда может защитить её полностью. Поэтому для её изготовления часто используют массив древесины, обладающий высокой прочностью.
В строительстве экономичные доборные элементы обычно выполняются из хвойных пород. Однако для карнизной доски специалисты советуют выбирать лиственницу. Этот материал отличается повышенной устойчивостью к влаге, ультрафиолету, температурным колебаниям и биологическим повреждениям, таким как гниение.
Размеры лобовой доски зависят от высоты поперечного сечения торцевой части стропильных ног, так как именно они становятся основанием для монтажа. Доска должна либо полностью перекрывать торцы, либо оставлять небольшой вентиляционный зазор. Чаще всего ширина доски варьируется от 180 до 250 мм, что соответствует стандартным размерам сечений стропильных ног.
Толщина лобовой доски напрямую зависит от предполагаемых нагрузок. Поскольку этот элемент не является несущим и испытывает минимальное давление от ветра, обычно используют доски толщиной 22–30 мм. Увеличение толщины возможно, но нецелесообразно, так как утяжеляет конструкцию и повышает стоимость строительства.
Разнообразие материалов
Хотя многие мастера до сих пор предпочитают изготавливать лобовые доски из массива дерева, современные производители предлагают готовые изделия из различных материалов. Среди них:
- Полимеры (пенополиуретан, поликарбонат): варианты средней ценовой категории. Однако их популярность ограничена из-за высокого коэффициента теплового расширения, что затрудняет надежное крепление и снижает срок службы под воздействием ветра.
- ПВХ-профиль: используется как ветровая планка в составе сайдинговых систем. Несмотря на улучшенные характеристики по сравнению с другими полимерами, надежность таких изделий все еще вызывает сомнения.
- Тонколистовая сталь: оцинкованные изделия с полимерным покрытием, гармонирующие с кровельным материалом (например, металлочерепицей или профнастилом). Этот вариант сочетает эстетичность с долговечностью и пользуется популярностью наряду с деревянными аналогами.
Монтаж для лёгких кровельных материалов
На крышах с легкими покрытиями массивные доски заменяются тонкими элементами обрешетки. В этом случае для увеличения прочности конструкции рекомендуется:
- Установить параллельные заготовки.
- Добавить поперечные детали с тем же сечением, что и основная доска.
Такой подход позволяет сформировать жесткую основу, удобную для дальнейшей отделки карнизного свеса вагонкой или софитами.
Если для защиты торцевых частей стропил выбраны заводские планки из пластика или металла, наращивание выполняется методом перехлеста поперечных кромок. Оптимальное перекрытие составляет 25–50 мм. Благодаря небольшой толщине таких доборных элементов, нахлест не сказывается негативно на внешнем виде и прочности конструкции.